Признаки высокого риска суицидального поведения © Средняя школа №73 г. Минска

Разделы сайта

Главная

Признаки высокого риска суицидального поведения

Памятка для родителей

Признаки высокого риска суицидального поведения:

  • Открытые высказывания о желании покончить с собой (друзьям, взрослым, родственникам, близким людям, знакомым); сожаления о том, что еще жив.
  • Косвенные „намеки" на возможность суицидальных действий — „репетиция самоубийства" (публичная демонстрация петли из брючного ремня, веревки и т. п.; „игра" с оружием с имитацией самоубийства).
  •  Активная предварительная подготовка, целенаправленный поиск средств покончить с собой и создание соответствующих условий (накапливание лекарственных средств, поиск и хранение отравляющих жидкостей, приобретение оружия и т. д.).
  • Имеющиеся сведения о недавно перенесенном (текущем) кризисе утраты, эмоциональнокогнитивная фиксация на кризисной ситуации, объекте утраты.
  • Фиксация на примерах самоубийства; повышенный интерес, частые разговоры о самоубийствах вообще.
  •  Нарушение межличностных отношений, суженный круг контактов, стремление к уединению, нежелание принимать помощь.
  • Чрезвычайно настойчивые просьбы о переводе в другой класс, школу..., о госпитализации.
  • Изменившийся стереотип поведения: появившаяся несвойственная замкнутость и снижение двигательной активности („зловещее спокойствие" и собранность) у подвижных, общительных детей; возбужденное поведение и повышенная активность, общительность - у малоподвижных и молчаливых; утрата интереса к окружающему (вплоть до полной отрешенности).
  • Внезапное проявление нехарактерных черт аккуратности, откровенности, щедрости (раздача личных вещей: фотоальбомов, часов, одежды и т. п., которая зачастую сопровождается символическим прощанием).
  •   Выраженное физическое или психическое страдание (болевой синдром, душевная боль)

Размышления на тему самоубийства могут приобретать „художественное" оформление: в записной книжке, тетради для занятий изображаются рисунки, иллюстрирующие депрессивное состояние (например, гробы, кресты, виселицы).

Основные мотивы суицидального поведения у детей и подростков

  1.  Обида, чувство одиночества, отчужденности и непонимания.
  2.  Действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство и ревность.
  3.  Переживания по поводу смерти, развода или ухода родителей из семьи.
  4. Чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения.
  5. Страх позора, насмешек или унижения.
  6. Любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность.
  7. Чувство мести, злобы, протеста, угроза или вымогательство.
  8. Желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации.
  9. Страх наказания, нежелание извиниться.
  10. Сочувствие или подражание товарищам, героям книг или фильмов, публикаций в СМИ («синдром Вертера»).

Как общаться с суицидальными подростками

Нельзя сказать, что суициды по определению связаны с расстройствами настроения, хотя они нередко встречаются у депрессивных пациентов. Важно помнить о следующем. Суицид (или его угроза) - это кризис. Следствие - дезадаптация. В другой момент, в другом состоянии, когда подросток более адаптирован, он примет другое решение.быть приятными в обращении, сохранять понимающую и вежливую позицию;

  •  дать необходимые объяснения;
  •  принять то, что мы не всегда можем предупредить суицид;
  • принять то, что суицид - это не игра и не беспомощная попытка привлечь к себе внимание; иначе говоря, к суициду нужно относиться серьезно;
  • говорить с подростком о его чувствах, иначе его изоляция усиливается;
  • учиться справляться с собственными страхами, в том числе через осмысление предмета и осознание его значения для себя;
  • не впадать в морализаторство;
  • иметь в себе мужество задавать нужные вопросы (максимально конкретные).

Защитные факторы

  •  Хорошие навыки общения в семье, хорошие, сердечные отношения между всеми членами семьи.
  • Большое внимание со стороны родителей в первый год жизни
  •  Хорошо, когда кроме мамы и отца есть другие люди, заботящиеся о ребенке: бабушка, дедушка и т.д.
  •  Некоторый заведенный правильный порядок в доме. Если установленные правила периодически не поддерживаются, могут возникнуть проблемы.
  • Доброжелательность к окружающим. Если дети любящие и доброжелательные, то и их хочется любить.
  •  Хорошие навыки общения, умение общаться со сверстниками и взрослыми.
  • Наличие близких друзей.
  • Уверенность в себе, своих силах, убежденность в способности достижения своих целей.
  • Успех в школе, когда ребенок не очень талантливый, а справляется на своем уровне, что-то делает успешно.
  • Умение искать и обращаться за помощью при возникновении трудностей, например, в школе; стремление советоваться со взрослыми при принятии важных решений.
  • Способность контролировать свои импульсы.
  • Интересы и хобби. Участие в общественной жизни (в спортивных соревнованиях, клубах, обществах и т.д.)
  • Желание улучшить себя, открытость ко всему новому, способность усваивать новые знания, открытость к мнению и опыту других людей

Каким образом следует направлять ребенка к специалисту:

  • Объяснить ребенку причину необходимости консультации у специалиста
  •  Успокоить его относительно возможных социальных последствий консультации или, в случае необходимости, лечения
  •  Пояснить, что помощь психолога или врача-психиатра, психотерапевта являются эффективными, не опасными для здоровья
  • Подчеркнуть, что направление на консультацию не означает, что ребенок тяжело болен, а всего лишь, что нуждается в помощи специалиста данного профиля
  •  Договориться со специалистом о назначении времени консультации
  • Назначить ребенку время встречи после консультации у специалиста, обеспечив сохранение контакта с ребенком.