Родительский лекторий «Психологическое насилие проблема ХХІ века! Роль семьи в предупреждении насилия» © Средняя школа №73 г. Минска
Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Главная

Родительский лекторий «Психологическое насилие проблема ХХІ века! Роль семьи в предупреждении насилия»

«Психологическое насилие проблема ХХІ века! Роль семьи в предупреждении насилия»

Жестокое обращение с детьми (насилие) - это любое поведение по отношению к ребёнку, которое нарушает его физическое или психическое благополучие, ставя под угрозу состояние его здоровья и развития. Как родители, мы делаем все, чтобы обезопасить и защитишь своих детей. Но отовсюду приходит огорчительно много сообщений о том, что детей избивают и насилуют, над ними издеваются и бросают их без помощи.

Наказание все еще остается самой распространенной формой воздействия, основанной на страхе перед болью, возможностью оказаться в неловком положении перед родными, друзьями, боязнью быть отвергнутым.

Приведем несколько цифр из последнего глобального доклада ЮНИСЕФ «Скрытое на виду у всех», который является одним из крупнейших отчетов о насилии в отношении детей за всю историю. Во всем мире трое взрослых из 10 считают физические наказания необходимыми для воспитания детей, а наиболее распространенная форма сексуального насилия для лиц обоего пола – киберпреследование. За каждой цифрой этой страшной статистики стоит жизнь конкретного ребенка, чье право на безопасное и защищенное детство было нарушено. 

Вот лишь несколько основных цифр проведенного в Беларуси исследования.

Насилие в отношении детей происходит во всех сферах:

  • один из четырех детей подвергаются насилию дома,
  • один из трех – в общественных местах,
  • каждый второй – в школе.

Насилие в семье: 80% родителей считают, что воспитывать ребенка следует путем диалога и положительного примера. В то же время 50% родителей применяли насильственные методы дисциплинирования детей только за последний месяц.

Насилие порождает насилие: 56,8% родителей, которые в детстве подвергались физическому насилию со стороны своих родителей, применяют телесные наказания в отношении своих детей. (17,6% родителей, не сталкивавшихся с насилием в детстве, применяют насилие к своим детям).

Различают четыре основных формы жестокого обращения с детьми:

  • Эмоциональное (психологическое) насилие.
  • Физическое насилие.
  • Сексуальное насилие.
  • Пренебрежение (заброшенность, беспризорность).

 ФИЗИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ - это любое неслучайное нанесение телесных повреждений ребёнку в возрасте до 18 лет родителем или лицом, осуществляющим опеку. К физическому насилию относят также случаи, когда родители умышленно не предотвращают возможности причинении телесных повреждений. Жестокое обращение с детьми может иметь различную природу. Бывает как бы вынужденным С первого взгляда семья благополучная, но родители не справляются с ребёнком, "вынуждены" прибегать к физическим наказаниям.

Эмоциональные и поведенческие реакции у ребёнка подвергающегося физическому насилию:

  • Ощущает тревогу в общении с взрослыми.
  • Испытывает чувство вины.
  • Проявляет крайние формы поведения; или агрессивность, или нежелание общаться.
  • Боится родителей.
  • Боится идти домой.
  • Жалуется, что родители бьют.
  • Часто смотрит в одну точку, ничего не видя вокруг.
  • Болезненно реагирует на плач других.
  • Иногда ведет себя чрезмерно по-взрослому.
  • Пытается манипулировать другими, чтобы привлечь к себе внимание.
  • Имеет низкую самооценку.
  • Необъяснимые изменения в поведении (прежде жизнерадостный ребёнок - теперь постоянно грустен, задумчив, замкнут).
  • Побег из дома.
  • Ношение неподходящей к погодным условиям одежды (чтобы скрыть кровоподтеки).

Эмоционально-психологическое насилие. Всем уже давно известно, что нехватка некоторых продуктов, витаминов и т. д. в раннем детстве может вызвать физические недостатки в зрелом возрасте, даже если вредных последствий сразу не видно. Но не все знают, что то же самое бывает с психическим развитием ребёнка. Когда не удовлетворяются определённые потребности, последствиями могут быть. длительные психологические дефекты. Эмоциональное насилие, несмотря на то, что кажется этот вид насилия наиболее легким, на самом деле оставляет иногда более глубокий след в жизни человека, чем остальные. Заживают раны и затягиваются рубцы, полученные в результате физического насилия, вылечиваются заболевания, полученные после сексуального злоупотребления, но раны в душе, нарушения психики и болезненные вспышки воспоминаний мучают ребёнка еще долгие годы. Дети, пережившие позор и унижение в семье, как правило, точно так же будут вести себя со своими собственными детьми. Причины этого кроются в том, что они просто не имеют другого опыта общения между детьми и взрослыми. Чувства, с которыми ребенок придет во взрослый мир, будут ограничены; такие люди не способны на нежность, любовь и эмпатию.

 Эмоциональные и поведенческие реакции у ребёнка подвергающегося эмоциональному (психологическому) насилию:

  • низкая самооценка;
  • очень высокая тревожность;
  • проявление агрессии;
  • жестокость по отношению к другим детям или животным;
  • замкнутость, отстраненность; угнетенное состояние, депрессия.
  • ребенок часто становится мишенью для издевательств со стороны других детей;
  • никому не доверяет;
  • не умеет заводить друзей и поддерживать отношения;
  • другие дети избегают общения с ним и т.п.  

Сексуальное насилие.

Распознать сексуальное насилие очень трудно. Во-первых, свидетельства бывают очень редко, во-вторых, насильник всегда отрицает факт насилия. Поэтому огромное значение для диагностики имеет слово ребёнка. Чаще всего дети не хотят говорить. Причин такого молчания несколько:

  • Ребёнка запугивали.
  • Он стыдится говорить об этом.
  • Его убедили хранить «секрет».
  • Он считает себя виноватым но всем.
  • Его убедили, что такие отношения нормальны, и это происходит со всеми.

Родители должны знать, что:

  • Жертвами насилия могут быть как девочки, так и мальчики.
  • Насилие может совершаться в отношении детей всех возрастов, включая и детей до 1 года.
  • В 85-98% случаев дети знакомы с насильником. И не просто знакомы, а часто испытывают к нему чувство любви и доверия.
  • Чаще всего насилие происходит в доме жертвы, либо в доме насильника.
  • Насильником может быть человек любого возраста, любой расы и любого социального положения.
  • Сексуальное насилие ничего общего не имеет со страстью, это проблема власти.

Защитить детей от сексуального насилия - одна из главных задач родителей.

Советы родителям.

Нужно серьезно насторожиться, если ребёнок сам говорит о насилии. Дети крайне редко сочиняют такие вещи, и, если он говорит об этом, скорее всего он говорит правду. Также о возможном насилии могут сообщить соседи, родственники и другие люди. Запомните правило «три К», всегда знайте: Куда пошел ваш ребенок; Кто пошел с ним и Когда он должен вернуться.

Отсутствие поддержки семьи в сочетании с неподготовленностью к школе быстро приводит детей к школьной неуспеваемости и к негативному восприятию школьного процесса вообще. Все родители должны знать, что если у них есть ребенок, то они обязаны заботиться о нем наилучшим образом. Причем знать это должны как матери, так и отцы, даже если они не живут с ребёнком. Ничто не является оправданием того, что дети лишены присмотра, не накормлены, вовремя не вылечены и т.д.

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ

«ВОСПИТАНИЕ НЕ НАСИЛИЕМ В СЕМЬЕ»

Как выйти из ситуации, когда кажется, что нужно применить наказание:

  • Прислушайтесь к своему ребенку. Вникните в его проблему. Не обязательно соглашаться с точкой зрения ребенка, но благодаря родительскому вниманию он почувствует свою значимость и ощутит свое человеческое достоинство.
  • Принимайте решения совместно с ребенком, а также дайте ему право принимать самостоятельные решения: ребенок охотнее подчиняется тем правилам, которые устанавливал сам. При этом мы не отрицаем, что некоторые решения могут принимать только родители. Предоставьте ребенку право выбора, чтобы он реально почувствовал, что волен сам выбирать из нескольких возможностей.
  • Постарайтесь предупредить ситуацию или изменить ее так, чтобы ребенку не нужно было бы вести себя неправильно.
  • Предоставляйте ребенку возможность отдохнуть, переключиться с одного вида деятельности на другой.
  • Требуя чего-либо от ребенка, давайте ему четкие и ясные указания.
  • Не возмущайтесь, если ребенок, может быть, чего-то не понял или забыл. Без раздражения, терпеливо разъясните ему суть своих требований еще раз. Ребенок нуждается в повторении.
  • Не требуйте от ребенка сразу многого, дайте ему постепенно освоить весь набор ваших требований: он просто не может делать все сразу.
  • Не предъявляйте ребенку непосильных требований.
  • Не действуйте сгоряча. Остановитесь и проанализируйте, почему ребенок ведет себя так, а не иначе, о чем свидетельствует его поступок.
  • Подумайте, чем вы можете помочь ребенку в этой ситуации.