Первый раз в первый класс © Средняя школа №73 г. Минска
Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Главная

Первый раз в первый класс

Первый раз в первый класс

Начало осени у многих родителей ознаменовалось торжественным событием: малыш пошёл в первый класс. Обычно, к этому долго и упорно готовятся и дети, и родители: посещают подготовительные курсы и занятия, проходят диагностику на психологическую готовность к школе.

Однако все-таки переход от дошкольной жизни к школе не всегда проходит гладко, так как его сопровождают психологические и социальные проблемы. У первоклассника появляется новый режим дня, обязанности, что часто вызывает усталость, раздражительность, капризность, непослушание. Сколько продлится этот сложный период — нельзя сказать однозначно, в каждой семье это индивидуально. В семье должна царствовать такая атмосфера, которая будет способствовать ребёнку максимально комфортно вливаться в школьную жизнь, преуспевая на ниве знаний. Ведь если вовремя не поддержать первоклассника, то негатив первых сложностей в школе может перерасти в стойкую неприязнь к обучению. Как помочь маленькому ученику поскорее привыкнуть к школе, читайте в этой статье.

Адаптация к школе – это переход ребёнка к систематическому школьному обучению и привыкание его к школьным условиям. Этот период каждый первоклассник переживает по-своему. До школы большинство детей посещали детский сад, где каждый день был наполнен играми и игровыми занятиями, прогулками, а дневной сон и неспешный режим дня не давали малышам уставать. В школе всё иначе: новые требования, интенсивный режим, необходимость всё успевать. Как приспособиться к ним? Для этого нужны силы и время, а главное – понимание родителей, что это необходимо.

Принято считать, что адаптация первоклассника длится от первых 10-15 дней до нескольких месяцев. На это влияют многие факторы, какие как специфика школы, характер ребёнка и его уровень подготовленности к школе, объём загруженности и уровень сложности учебного процесса и другие. И здесь не обойтись без помощи учителя и родственников: родителей и бабушек с дедушками.

Приход в первый класс – один из самый важных и сложных периодов в жизни ребёнка. Поступление в школу часто является причиной эмоционально-стрессовой ситуации, потому как ребёнок в связи со сменой обстановки вынужден изменить своё обычное поведение, благодаря чему увеличивается его психоэмоциональная нагрузка.

В первые дни в школе первоклассник сталкивается с задачами, решить которые необходимо, собрав все силы.

Ребёнок попадает под влияние таких факторов, как:

  • личность педагога;
  • коллектив одноклассников;
  • новый режим дня;
  • ограничение двигательной активности;
  • новые обязанности.

В этот период у ребёнка возникает масса вопросов, ответить на которые он не в силах. Зачем сидеть смирно весь урок? Из-за чего нельзя носиться по коридору, играть, кричать? После дошкольных игр в детском саду школьная жизнь кажется неинтересной и нудной. Соответствие всем правилам школьного режима кажется невозможным, ведь первокласснику сложно управлять своими эмоциями и регулировать свои желания. Теперь самым важным становится результат: старательно учиться, получать высокие оценки. Вот поэтому и наступает кризис, а вместе с ним и первые обиды и разочарования. И учителей, и родителей подстерегают первые трудности, а именно:

  • неуспеваемость
  • нежелание что-то делать
  • негативизм
  • демонстративность
  • лень.

Адаптация первоклассников делится на три этапа.

Первый этап: ребёнок впервые приходит в школу.

Этот этап обычно начинается, когда родители приводят малыша на подготовительные занятия в школу. Обычно, учитель уже знаком с проблемой адаптации малышей и старается провести оптимальную профилактическую работу в этом направлении, а именно:

  • знакомят детей со школой и её территорией (проводят экскурсию);
  • совершенствуют крупную и мелкую моторику ребёнка (посредством специальных упражнений);
  • проводят спортивные занятия;
  • развивают общий интеллект;
  • работают с детьми с целью сохранения эмоционального равновесия и психического здоровья ребёнка.

Второй этап: ребёнок адаптируется непосредственно в школе.

Этот этап — самый сложный и ответственный для детей и их родителей. Он длится полгода с момента первого звонка.

Здесь, как правило, учителем:

  • оказывается педагогическая поддержка первоклассников;
  • выявляются и учитываются индивидуальные особенности и возможности учеников при построении учебного процесса;
  • проводится консультирование родителей по проблеме адаптации к школе, а также содействовать им в выработке тактики общения с детьми.

Третий этап: учитель и педагог-психолог работают со школьниками, у которых замечены признаки дезадаптации.

Этот этап проводится, как правило, с завершения знакомства первоклассников со школой.

Работа происходит в направлениях:

  • диагностика психического здоровья ребёнка (агрессивность, самооценка, тревожность);
  • коррекционно-развивающая работа с учениками, которые испытывают трудности (обучение, поведение, общение);
  • консультирование педагогом-психологом участников образовательного процесса по вопросам обучения и общения;
  • отслеживание результатов адаптации первоклассников.

Психологическая готовность первоклассника проявляется в том, что ребёнок с удовольствием ходит в школу и занимается выполнением домашнего задания, с радостью делится с домашними о школьных событиях. Противоположное отношение к школе свидетельствует о том, что ребёнок ещё не привык к школе. Это сигнал к тому, чтобы родители помогли первокласснику быстрее освоиться.

Чаще хвалите ребёнка, поддерживайте его. Радость даже самому незначительному успеху сделает первоклассника увереннее в своих силах. Частая критика окажет негативное влияние: ученик может поверить в то, что он неудачник. Ребёнок должен понять, что преимущество в индивидуальности, ведь у каждого свои таланты и способности. Помогите ему, если он с чем-то не справляется, научите и покажите, как правильно, но никогда не выполняйте всё за него. Пусть учится работать самостоятельно – иначе не научится никогда. Для успешной психологической адаптации важна доброжелательная и спокойная атмосфера в семье. Не забывайте отдыхать, играть в спокойные игры, гулять.

Рекомендации по психологической адаптации первоклассника:

  • Создайте в семье атмосферу благополучия. Любите ребёнка.
  • Формируйте адекватную самооценку ребёнка.
  • Не забывайте, что ваш ребёнок — самоценность для родителей.
  • Интересуйтесь школой, расспрашивайте ребёнка о событиях каждого дня.
  • Проводите время с ребенком после школьного дня.
  • Не допускайте физических мер воздействия на ребёнка.
  • Учитывайте характер и темперамент ребёнка — только индивидуальный подход. Понаблюдайте, что у него лучше и быстрее получается, а где следует оказать помощь, подсказать.
  • Предоставьте первокласснику самостоятельность в организации собственной учебной деятельности. Контролируйте целесообразно.
  • Поощряйте ученика за разные успехи — не только за учебные.
  • Стимулируйте его к достижению поставленных целей.
  • Не ставьте ребёнку условий.
  • Лучше всего, когда все члены семьи поддерживают одну тактику воспитания ребёнка и общения с ним.
  • Не игнорируйте жалобы малыша на самочувствие – это может быть показателем переутомления.

 

Педагог-психолог

ГУО «Средняя школа №73 г.Минска»                               

Свирид Алеся Николаевна